Гладко было на бумаге…. Часть 2

Между тем первым камнем преткновения на «круглом столе» стала классификация домов в коттеджных поселках. Чаще всего их условно подразделяют на «элитное жилье», «бизнес-класс» и «экономкласс». Была даже проведена аналогия между рынком загородного домостроения и автомобильным рынком. Но, во-первых, признаки, по которым инициаторы проектов причисляют свои объекты к тому или иному классу, у всех разные.

Во-вторых, подавляющее большинство застройщиков, по всей видимости, в ожидании возвращения из столицы крупных федеральных чиновников питерского происхождения, почему-то предпочитают осваивать «элитный» сегмент, создав в нем острую конкуренцию. В результате данный способ классификации тут же был оспорен.

Как заявляли некоторые выступающие, привлекательность загородного коттеджа определяется не только объективными критериями (площадь дома, наличие коммуникаций, охраны и т. п.), но и массой субъективных факторов. И в первую очередь месторасположением, причем даже не столько его престижностью или удобством, сколько сложившейся привычкой, устоявшимися родственными и дружескими связями и так далее.

Если все это учесть, то получится, что «элитность» - это категория, требующая проверки временем. Возникла дискуссия и по поводу того, в рамках какой именно структуры взаимодействовать. Например, исполнительный директор Ассоциации «Загородная недвижимость» Владимир Майоров сказал, что нет смысла создавать еще один «клуб по интересам», если уже существует АЗН. Именно на этой базе, по его мнению, было бы наиболее целесообразно налаживать информационное сотрудничество.

Споры разгорались порой нешуточные, и аргументы с разных сторон приводились достаточно весомые, поскольку участники имеют серьезный опыт работы на загородном рынке. С одной стороны, дом - вещь штучная, не серийная (в отличие от автомобилей), и он покупается не на два-три года, а, как правило, на десятилетия.

С другой стороны - отсутствие общих терминов и стандартов явно сбивает с толку потребителя и затрудняет его общение с операторами рынка. Наиболее конструктивным, наверное, было представление на суд присутствующих уже проведенных исследований рынка.

В частности, главный редактор «Загородного обозрения» Филипп Урбан в качестве «затравки» предложил участникам проведенное им исследование потребительских предпочтений покупателей коттеджей, сделанное на основании баз данных по продажам готовых проектов (см. подробности в «ЗО» № 6, 2005). По результатам этого исследования можно судить о тех или иных тенденциях рынка и потребительских предпочтений. Хотя на всеохватность оно, конечно, не претендует.

Полностью (или почти полностью) отразить ситуацию на рынке можно только коллективными усилиями, в процессе обмена информацией при условии унификации терминологии. При обсуждении не раз вспоминалось сакраментальное: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В то же время, несмотря на споры и проявленные амбиции, звучало все больше голосов в пользу того, что общение и обмен информацией необходимы.

И главный редактор «Загородного обозрения» сформулировал резолюцию: «С целью обмена информацией о рынке загородного домостроения, разработки классификации объектов и методик исследований рынка сформировать рабочую группу». Войти в состав рабочей группы и обмениваться информацией пожелало подавляющее большинство участников мероприятия - маркетологов и аналитиков строительных, девелоперских и риэлтерских компаний.

Продуктивное профессиональное общение необходимо.

Рубрики: Строительство |