На выходе из кризиса. Часть 4

«На поверку, никаких доходов рынок управления загородным жильем не приносит, этот бизнес непопулярен. В лучшем случае можно выйти «в ноль», — говорит Валентина Филонова. — Заниматься эксплуатацией можно исключительно с целью поддержания имиджа проекта, его успешной реализации, а также с целью поддержания статуса компании-девелопера».

По мнению представителя «АСКВЕЛА», во избежание проблем с поставщиками энергии и других коммунальных удобства стоит переходить на индивидуальное абонирование, когда договор заключается на домовладельца и позволяет избежать «ковровых отключений» в поселке по вине кого-то одного: в Подмосковье, утверждает г-жа Филонова, это уже внедряется. Однако петербургские девелоперы уверяют, что в региональной практике это почти неосуществимо. Немало внимания уделили одной из основных кризисных тенденций рынка — реконцепциям.

Сегодня время четких формулировок: позиционирование объекта не может быть размытым, поскольку именно оно определяет продажи. Требуется исправление ошибок позиционирования «жирных лет». Яркий пример — проект «Новая дача», что в 140 км от Москвы.

Концепция изменилась: из 1000 га, предусмотренных под однотипную застройку, большую часть поселка перевели в экономкласс, на который, как известно, существует большой отложенный спрос. Вместо финских домов в «Новой даче» стали строить коттеджи по российским технологиями, что позволило снизить стоимость домовладения в среднем с 7 до 3,85 млн руб. Самую привлекательную часть территории, вблизи водоема, оставили под бизнес-класс.

Сократили площади домовладений и сроки реализации проекта. Правда, пришлось расторгнуть отношения с прежними покупателями поселка «Новая дача», однако большинство прежних покупателей, присмотревшись к новой концепции, вернулись. По мнению участника форума, руководителя проекта «Вуокса Вирта» Алексея Афонина, кризис внес коррективы во многие концепции, и если раньше границы между классами «эконом», «бизнес» и «премиум» были сильно размыты, то теперь градация стала более четкой.

«Экономклассом сегодня следует считать участки без подряда с минимальной инженерной подготовкой, неважно, в каком месте, по цене 50–90 тыс. руб. за сотку. К бизнес-классу относят объединенные общей концепцией коттеджные поселки с необходимой инфраструктурой (электричество, дороги, водопровод, освещение, ограда по периметру, охрана и т. д.), по цене от 120 до 200 тыс. руб. за сотку.

Премиум-класс — это коттеджные поселки с развитой инф-раструктурой, созданной по высоким стандартам, с домами единой архитектурной концепции и с однородной социальной средой», — считает г-н Афонин.

Рубрики: Строительство |